Бесплатный шиномонтаж

Как долго водитель может проехать за рулём без отдыха? Читайте о нормах закона, штрафах, последствиях для нарушителей

Если планируете длительную поездку, заранее продумайте маршрут, чтобы останавливаться на передышки. 

Уставший водитель подвергает риску не только себя, но и пассажиров, других людей на дороге. 

Микросон — опасное состояние. Длится он всего от трёх до десяти секунд, но за это время машина проезжает 70–220 метров. Какими будут эти метры, никто не знает. 

Источник изображения

Законодательные нормы

Есть определённые нормы и правила, которые регулируют безопасность движения на дорогах для водителей авто массой более 3,5 т. Автовладельцы обязаны соблюдать рекомендованный режим работы и отдыха. 

В 26 пункте ПДД указано, что управлять транспортом в непрерывном режиме можно не дольше 4,5 часов. После этого водителю нужен отдых не менее 45 минут. Такой перерыв разрешают разбить на части, но первая из них должна быть не менее четверти часа, последняя — не менее получаса. Это означает, что ехать с короткими остановками каждый час нельзя. После 4,5 часов пути следует отдохнуть минимум 30 минут.

За сутки водителю разрешено ехать на грузовике либо автобусе в течение девяти часов, иногда — десяти, но не чаще двух раз в неделю. Максимальное пребывание за рулём в течение недели — 56 часов, а если брать в расчёт две недели, то 90. На отдых водителю отводится от 11 часов в сутки, от 45 часов за шесть дней. Раз в две недели допустимо уменьшить количество досуга до 24 часов за шестидневку. Но есть условие: «недополученный» отдых нужно «отгулять» за три следующие недели. 

Если в течение суток водитель не может остановиться после 9-часового марафона из-за отсутствия места для остановки, есть короткий период для его поиска. 

Что происходит с уставшим водителем

Если долго ехать без остановок по трассе, снижается скорость реакции, водитель уже не так внимательно следит за неровностями дороги, знаками и другими автомобилями. Кроме этого, от длительного сидения кровь медленнее циркулирует, от долгого напряжения зрение снижается. 

Как понять, что водитель устал:

  • глаза «слипаются», одолевает зевота;

  • голова непроизвольно кивает, её трудно удерживать в прямом положении;

  • трудно вспомнить последние 2–5 км пути;

  • сложно удерживать дистанцию с авто, которое едет впереди;

  • неосознанное смещение с курса на обочину, другую полосу.

Если у себя или водителя (когда едете в качестве пассажира) заметили перечисленные признаки, срочно ищите место, где остановиться, найдите другого человека для управления транспортом. 

Как прогнать сон, если до остановки ещё несколько километров

Когда рекомендованный лимит времяпрепровождения за рулём исчерпан, а до стоянки осталось 100 км, нужно найти способ взбодрить себя (водителя). 

Можно попробовать сделать следующее:

  1. Ставить краткосрочные задачи. Например: через 3 км будет деревня, доеду до неё. А ещё на пути через 4 км будет большой мост, надо посчитать количество его опор. И так участок пути в 100 км можно разбить на промежутки в 5–10 км, чтобы сконцентрировать внимание на дороге, скорости. 

  2. Разговор. Хорошо, когда в салоне есть пассажиры. Можно хоть поиграть в города, хоть просто обсудить интересную тему. 

  3. Климатическая встряска. Если есть климат-контроль, желательно понизить температуру в салоне на несколько градусов. 

  4. Взять контроль в свои руки. Если в автомобиле процесс контролирует автоматика (надзор за скоростью, отслеживание разделительной полосы, сохранение дистанции), можно отключить робота и напрячь свой организм.

Перечисленные способы улучшат на время концентрацию. Но если клонит в сон на скорости, то самый действенный метод — съехать с курса, чтобы вздремнуть полчаса. Этого достаточно, чтобы вернуть бодрость и не попасть в ДТП. 

Как учитывают рабочее время водителей

В коммерческой сфере водитель выполняет обязанности по договору. В нём указан график работы. Документ ежемесячно обновляется. Он содержит информацию о буднях и выходных, длительности рабочих смен и перерывов. График — основа для начисления зарплаты. 

Учёт рабочего времени бывает двух вариантов:

  1. Ежедневный. Считают, сколько всего отработанных дней за неделю. Стандарт — 9 часов ежедневно, 40 часов в неделю. В учёт берут не те моменты, когда человек управлял транспортом, а фактическое нахождение на работе.

  2. Суммированный. Считают отработанные за месяц дни. 

Обычно рабочий день у водителя не превышает 10 часов вне зависимости от вида перевозок. Допустимо его продлить до 12 часов, если нужно добраться до стоянки через несколько километров, закончить срочную транспортировку. Также продлить график могут водителю пригородного либо городского пассажирского транспорта, шофёру скорой помощи, такси, коммунальной и аварийной службы. 

Ненормированный график у шофёров, которые работают в ведомственной охране, МЧС, МВД, органах власти, сфере международных перевозок. Это значит, что человек может быть за рулём любое количество времени, но суммарно за неделю не более 40 часов. 

Контроль осуществляют с помощью тахографа. За нарушения предусмотрены штрафы:

  • для водителя — 1500–2000 рублей;

  • для должностных лиц в компании — 7000–10 000 рублей;

  • для ИП — 15 000–25 000 рублей;

  • для организаций — 20 000–50 000 рублей. 

Контролируют соблюдение правил Роструд, Роспотребнадзор, ГИБДД. 

Ограничений по пребыванию за рулём для частников на авто, мотоциклах нет. Но стоит помнить о том, какие последствия такая езда на скорости несёт для водителя, участников дорожного движения. 

Максимальный отрезок пути за день

Рекомендуют проезжать за день до 800 км. Более длинные маршруты разбивают на пару суток (500 + 300 км) с поиском места для отдыха (придорожный отель, забронированный номер в гостинице). 

Если пришлось двигаться далеко и долго, выбирайте комфортную скорость, старайтесь найти место для ночёвки. Учитывайте сезонность, качество дороги и состояние авто. Безопасность — превыше всего. 

Советы неопытным водителям

Учтите, что движение на автомагистралях разительно отличается от передвижения в городской черте. Даже если вы ежедневно колесите по городу, это не значит, что шоссе станет лёгким испытанием. 

С психологической точки зрения заезд на дальние дистанции требует другого стиля вождения и даже образа мыслей. Городская езда сравнима со спринтом, за городом — с марафоном. 

Как оценивают состояние водителя в пути:

  • до 8 часов — нормальная работоспособность;

  • до 10 часов — лёгкая усталость;

  • до 12 часов — умеренное утомление;

  • до 14 часов — переутомление;

  • до 16 часов — чрезмерная усталость;

  • свыше 16 часов — критическое состояние, при котором дальнейшее движение несёт опасность (особенно на скорости). 

Вышеуказанные цифры индивидуальны: всё зависит от опыта, возраста водителя, сезона, состояния дороги, средней скорости перемещения. 

Запоминаем главное

Даже самый современный автомобиль на крутых покрышках, с «наворотами» не обеспечивает безопасного пути на автомагистралях, если не подготовиться к поездке. 

Желательно до езды на длинные дистанции выспаться, поднять себе настроение, взять попутчика. В дороге нужно грамотно выбирать скорость, манёвры. Помните, что мелочей в вопросах безопасности не бывает. 

Лёгкого пути и ровных дорог!